Литература

Литература
Аниме и Хентай
Боевые искусства
Закон
Здоровье
Знаменитости
Композиторы и певцы
Кулинария
Культура
Пословицы и поговорки
Поэзия
Проза
Сказки
Средства массовой информаци
Статьи
Суеверия
Театр
Фантастика
Эротические приключения
Поиск
литературы
Добавить литературу
 

→   Сарариман: «планктон японских офисов»  ←

Термином «саларимен» («сарариман») в Японии принято называть класс «белых воротничков».


«Сарариман» («sarar?man», «salaryman», ??????; от англ. «salaried man» - «служащий»; в русском языке прижилось «саларимен») – этот термин относится к тем японцам, чей доход основывается на заработной плате, в частности, к тем, кто работает в корпорациях.

Саларимен: планктон японских офисов

Его частое использование японскими корпорациями и распространённость в японских манге и аниме постепенно привели к принятию англоязычными странами этого термина в качестве обозначения японских «белых воротничков». Сейчас это слово можно обнаружить во многих книгах и статьях, посвящённых японской культуре.

Сразу же после Второй мировой войны превращение в саларимена рассматривалось в качестве ворот в стабильную жизнь среднего класса. В современном мире при использовании этого термина сразу возникают ассоциации с продолжительным рабочим днём, низким престижем в корпоративной иерархии, отсутствием существенных источников дохода, кроме заработной платы, подневольным наёмным трудом и «кароси» («смерть от переутомления на работе»).

Также, как правило, термин «саларимен» относится почти исключительно к мужчинам. По отношению к женщинам, работающим служащими, используется термин «офис-леди», что по идее отражает место женщины в офисе компании.

История

По словам исследователя Эзры Фогеля (Ezra Vogel), термин «саларимен» широко распространился в Японии в 1930-х гг., хотя класс «белых воротничков» оставался сравнительно небольшим до тех пор, пока не началось стремительное расширение правительственной бюрократии и связанной с войной промышленности до и во время Второй мировой войны» [1].

Этот термин не охватывает всех работников, получающих установленный оклад, но только «белых воротничков», работающих в крупных фирмах с бюрократической системой управления или на государственной службе [1]. Работники (и работницы) «мидзу сёбай» («mizu sh?bai», досл. «торговля водой») и индустрии развлечения (в том числе актёры и певцы) не включаются в это понятие, хотя их доходы могут быть основаны на окладе. Кроме этого, также исключаются из понятия врачи, инженеры, юристы, бухгалтеры, музыканты, художники, политики, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и руководители корпораций.

Несколько фактов о саларименах

  • Типичным представителем класса «саларименов» является служащий-«белый воротничок» в костюме и при галстуке, который совершенно не обязательно имеет образование высшей ступени.
  • Также этот термин может нести весьма негативную окраску (см. ниже), поэтому для избегания этого часто используется термин «бизнесмен» («предприниматель»).
  • Значительная часть японских работников – саларимены.
  • В социологии саларимены известны как новый японский средний класс. При этом «старым» средним классом считаются крестьяне и владельцы магазинов (торговцы).
  • СМИ часто изображают саларименов в негативном свете из-за отсутствия у них инициативы или оригинальности. Из-за этого впоследствии общество меньше готово помочь служащим разрешить их эмоциональные проблемы, которые часто приводят к клинической депрессии или даже самоубийству. Корпорации чаще готовы пойти на увольнения служащих в целях снижения издержек, а многие японские выпускники отклоняются от привычного и устоявшегося пути «вуз – корпорация» и выбирают свой путь. Этот своеобразный акт «побега» от образа жизни в большой корпорации получил название «дацусара» («datsusara»).

Образ саларименов в японском обществе

Распространённость саларименов в японском обществе породила множество образов в СМИ и различных аниме. Ниже приведены черты стереотипного изображения саларимена.

Саларимен: планктон японских офисов

1. Жизнь вращается исключительно вокруг работы в офисе.
2. Ежедневные сверхурочные становятся нормой.
3. Добросовестен, но не оригинален.
4. Тщательно исполняет приказы вышестоящих.
5. Испытывает сильную эмоциональную связь с коллегами.
6. Выпивка, гольф и маджонг – вот три основных социальных действия за пределами работы, вызывающих отклик.
7. Отсутствие инициативы и конкурентоспособности.
8. В обязательном порядке ходит на работу в костюму, галстуке и классических ботинках.
9. Поздно вечером отправляется в караоке.



Термином «саларимен» («сарариман») в Японии принято называть класс «белых воротничков».


Саларимен: планктон японских офисов

Этот образ жизни саларименов, который полностью крутится вокруг работы, породил следующие названия служащих: «сятику» («shachiku», ??; досл. «корпоративный скот», своего рода «офисный планктон» или «рабочая лошадка») и «кайся-но ину» («kaisha no inu», ????; досл. «псы компаний»). Образ саларименов в обществе вообще различался в зависимости от периодов времени и экономической ситуации. Например, во времена экономики мыльного пузыря саларимен был бизнес-воином, вооружённым энергетическим напитком, а после краха экономики – дрожал от страха быть уволенным или подпасть под сокращение заработной платы. То есть можно сказать, что образ саларимена в каждом отдельно взятом отрезке времени очень часто отражает социальные условия в целом в Японии.

Хобби саларименов

Три наиболее стереотипных увлечения саларименов были приведены выше, но меняющиеся социальные условия в значительной степени разнообразили их жизнь вне работы. Несмотря на то, что важность социальных попоек не снизилась, их образ изменился с массовых вечеринок допоздна, каковыми они были в эпоху экономики «мыльного пузыря», до консервативных посиделок дома (после краха экономики в течение 1990-х гг.)

Среди поколения 1960-х гг. маджонг был чрезвычайно популярен – эту игру саларимены привнесли в корпоративные круги прямиком из компаний со старших школ или вузов. Среди представителей поколения 1970-х гг. интерес к маджонгу стал постепенно снижаться, а уже среди представителей поколения 1980-х гг. он себя скорее никак уже не проявляет. Некоторые современные саларимены могли вообще никогда не играть в эту игру.

Во времена экономического подъёма гольф стал широко популярным и корпоративные гольф-клубы превратились в полезный инструмент для завоёвывания расположения начальства. При этом на многих служащих средней руки подчас оказывалось давление с целью заставить их сыграть в гольф с руководством.

Однако, крах экономики привёл к закрытию многих полей для гольфа, так что носящие ритуальный характер игры в гольф со своим начальство становились всё более и более редкими. Тем не менее, некоторые из нынешних саларименов играли в гольф в студенческие годы, а сама игра по-прежнему признаётся в качестве одного из дорогостоящих хобби служащих.

«Я – отаримен!»

В последнее время в Японии наблюдается интересное явление под названием «отаримен» («otariiman», ??????), что является сокращением от «отаку саларимен» («otaku salaryman»). В 2000-х гг. начался рост числа саларименов, которые на работе вели себя вполне обычным образом, но в личной жизни были ярыми отаку. В настоящее время не редкость для саларимена иметь широкий круг увлечений, но «отаку – саларимен» по-прежнему рассматривается как относительно новое веяние.

В одной манге под названием «Я – отаримен» главным героем выступает как раз такой «саларимен-отаку» [2]. Данная манга представляет собой автобиографический отчёт об испытаниях и невзгодах жизни в японском офисе, с юмором написанный 30-летним системным аналитиком Макото Ёситани (Makoto Yoshitani), которая к тому же разошёлся тиражом свыше 670 тыс. копий с момента своего выхода в прошлом году. И Отаримен не одинок: в последнее время появилось несколько манга-серий на подобную тематику, одной из которых является «Хатаракимен» («Рабочий»), в которой рассказывается о почти недостижимом балансе «работа – личная жизнь» в японском офисе [3].

Дацусара

Саларимен: планктон японских офисов

Термином «дацусара» («datsusara», ???) обозначают акт «побега» из корпорации, т.е. тот факт, что японец прекращает работать в качестве саларимена и приступает к поиску новых занятий. Этот термин относится только к тем, кто бросил свои служебные обязанности, чтобы заняться более удовлетворительными вещами, а не к тем, кто был вынужден искать новую работу после увольнения или просто ушёл из компании со скуки. Отцы семейства, ставшие домоседами, также не подпадают под данную категорию. Примерами могут быть рыбаки, веб-дизайнеры, писатели, ремесленники, владельцы магазинов/ресторанов, а также представители многих других профессий.

Дацусара для саларимена является не самым лёгким выбором. Новая работа часто представляет собой воплощение детской мечты или кратковременного вдохновения и требует огромного количества времени для достижения желаемого успеха. Основная опасность заключается в становлении «свободным художником» в какой-либо области без соответствующих знаний и подготовки. Например, саларимен, решивший бросить корпорацию ради занятия сельским хозяйством, может погубить (непреднамеренно, конечно) весь свой первый урожай, поскольку обладает лишь теоретическими знаниями и не имеет практической подготовки.

Однако, несмотря на многочисленные подводные камни, число саларименов, ушедших со своих рабочих мест, с 1990-х гг. находится на подъёме. Многие из этих людей стали служащими только потому, что им с детства твердили о таком образе жизни, а почувствовав все перипетии работы «офисного планктона», они разочаровались в этом.

Дацусара также может рассматриваться как откат от стресса после сдачи школьных или университетских экзаменов или от противоборства с корпоративной иерархией.

Другим моментом является тот факт, что повышение уровня жизни сделало необязательным получение заработка для того, чтобы выжить.

Список используемых источников:
1. E. Vogel. «Japan`s New Middle Class», 2nd ed. University of California Press, 1963. Стр. 5.
2. «Plain sailing! Otariman - Chukei Publishing - 80,000 copies already».
3. «Перегруженные работой японцы читают мангу на офисную тематику».



Вас может также заинтересовать:


Copyright © 2003-2019. Япония по-русски. Использование материалов с сайта запрещено.
Партнеры: Разработка сайта: Гамбургер.ру,